Согласно обновленной Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS), разработанной Международной морской организацией (IMO), все новые морские суда с дедвейтом более 8000 dwt должны иметь бортовые системы инертного газирования. Конвенция гласит, что системы инертного газирования предназначены специально для перевозки легковоспламеняющихся грузов. В 2022 году были внесены предложения о принятии этой меры и для меньших нефте- и газовых танкеров, перевозящих летучие грузы с температурой вспышки 60 градусов и ниже.
Системы инертного газа предназначены для снижения концентрации кислорода в воздухе или газе, заполняющем пустое пространство в контейнере, до уровня менее 8 %. Этот уровень считается безопасным, поскольку он недостаточен для поддержания горения.
Системы инертного газа забирают дымовые газы из основного или вспомогательного котла или из сжигаемого дизельного топлива. Затем дымовой газ пропускается через специально разработанный блок охлаждения и газоочистки для получения инертного газа, состоящего в основном из азота и углекислого газа.
Такие установки обычно встречаются на более крупных судах. Меньшие газовые и химические танкеры часто используют бортовые системы генерации азота, которые применяют технологию, аналогичную той, которая используется во многих промышленных приложениях. На этих меньших судах сжатый атмосферный воздух подается через подходящий блок подготовки и осушки воздуха, а затем в полые волокнистые полупроницаемые мембранные фильтры. Они разделяют азот и кислород, причем первый впоследствии используется в качестве инертного защитного или продувочного газа.
Необходимо контролировать уровень концентрации кислорода в газе, используемом для продувки или заполнения цистерн и трубопроводов судна. Однако во многих случаях добавление специализированных датчиков или передатчиков для измерения точки росы инертных газов может быть столь же важным, как средство оптимизации операционной эффективности.
Это особенно актуально для систем инертного газирования, которые включают в себя адсорбент на основе силикагеля для осушения технологических газов. Здесь строгий контроль содержания влаги играет значительную роль в снижении энергопотребления, улучшении качества технологического газа и потенциальном увеличении срока службы адсорбционного материала. Современные системы генерации азота обычно включают в себя подходящий датчик точки росы. Для старых систем возможна простая модернизация, тогда как для всех систем с протяженными трубопроводами установка датчика ниже по потоку может гарантировать качество обработанного газа.
Следует отметить, что стоимость датчика или передатчика точки росы невелика по сравнению с общей стоимостью системы продувки или заполнения газом и может внести значительный вклад в снижение операционных расходов.
Хотя мониторинг качества систем инертного газа является, безусловно, важным применением датчиков точки росы, они также используются в судовых двигателях, особенно на больших пассажирских и автомобильных паромах. Настроенные на мониторинг влажности в системах наддува, они могут помочь минимизировать риск коррозии, улучшить экономию топлива и снизить выбросы CO2 и NOx. Другие области применения включают системы сверхвысокого давления сжатого воздуха, часто устанавливаемые на военных судах и подводных лодках, где совершенно сухой воздух необходим для поддержания оптимальных условий работы, например, в балластных цистернах.
Одной из проблем для производителей компонентов и оборудования, а также для проектировщиков и покупателей, является широкий спектр коммерческих морских стандартов и рекомендаций для судов, перевозящих опасные или легковоспламеняющиеся грузы.
Конвенция IMO SOLAS является наиболее важным международным договором, регулирующим безопасность торговых судов. Кроме того, национальные и международные критерии могут влиять на выбор оборудования на борту. Организации, осуществляющие контроль за этими критериями, включают:
Для многих поставщиков коммерческого морского сектора работа с таким широким кругом организаций может быть сложной. Однако часто существуют общие параметры для спецификаций устройств: например, необходимость соответствия компонентов стандартам взрывозащиты, пожаробезопасности или собственной безопасности (Intrinsic Safety — I.S.).
Именно здесь наш ассортимент датчиков влажности с маркировкой I.S. и взрывозащитой (для применения в диапазоне точек росы от -100 до +20 °C) может сыграть решающую роль в повышении безопасности, эффективности и производительности различных морских систем. Например, наш новейший измеритель точки росы Easidew I.S. сертифицирован для измерения следовых количеств влаги в легковоспламеняющихся или взрывоопасных газах и имеет глобальную сертификацию опасных зон от IECEx, cQPSus, ATEX и UKCA.
Измерение влажности признано необходимым для различных промышленных и технологических применений. Хотя морской сектор еще не полностью осознал его важность, ситуация постепенно меняется с ростом потребности в повышении безопасности и одновременном снижении операционных затрат.
Азот обычно используется в качестве инертного газа для вытеснения кислорода. Мембранная технология генерации азота PSA (адсорбция с переменным давлением) используется для бортовой генерации азота на морских судах. Датчик Senz-TX Zirconia с морским одобрением был разработан специально для удовлетворения этой потребности, то есть для проверки концентрации кислорода при генерации азота.